Преподавание иностранных языков

Методика, дидактика

  • Работа в жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку, лицей № 1501, г. Москва
    20.02.2019
  • Работа в жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку, лицей № 1501, г. Москва
    20.02.2018
  • Подготовка Московской сборной команды к заключительному этапу Всероссийской Олимпиады по немецкому языку. Блок 2.
    06.04.2017
13.06.2012
Часть 3. Специализация на немецком языке. Чего опасаться и на что обратить внимание? Учебные пособия.

 • Занятия проводятся по учебнику «…».

В чем подвох? Редко когда удается обойтись одной книжкой. Хотя современный УМК предоставляет достаточно материала, часто требуется дополнительный материал, так как он позволяет индивидуализировать программу обучения, т.е. дополнить ее необходимым материалом для данного ученика в данный момент. Разумеется, это не означает, что преподаватель должен работать на уроке с десятками учебников и пособий, так как тогда есть риск, что работать Вы будете с разрозненными фрагментами, которые в конечном итоге могут и не сложиться в единую картину.
На что обратить внимание? В арсенале преподавателя только одна книжка – это должно настораживать, как и диаметрально противоположный вариант – бесконечный список используемых пособий. Имеет смысл обратить внимание на то, могут ли Вам порекомендовать современные пособия и материалы для дополнительной работы дома, например, и объяснить особенность каждого из предложенных.

• Занятия проводятся по современному популярному курсу «….». Это, конечно, требует уточнения. Какой именно курс? Кем и, главное, когда издавался?
В чем подвох? Под популярным часто понимается давно известный на книжном рынке учебник. Так, например, один очень популярный российский учебник был в первый раз издан в 1973 году. В дальнейшем его, конечно же, перерабатывали и улучшали, но принципы и огромная часть материала остались теми же. Сегодня это – современный популярный курс. Можно, конечно, заниматься по пожелтевшему от времени и долгого употребления учебнику, только не стоит тогда удивляться реакции носителей языка, замечаниям, что Вы говорите на «странном» немецком. Немецкий язык, как впрочем, и всякий другой язык - живой организм, который развивается и меняется достаточно быстро. И изменения эти должны быть в Вашем учебнике.
На что обратить внимание? Когда вышел учебник? Издан ли он немецким издательством? Если Вы хотите быть адекватно понятыми собеседниками, говорить на таком немецком языке, на котором сейчас говорят в немецкоязычных странах, то выбирайте учебник и учебные пособия, изданные в Германии. Иначе может оказаться, что Вы учите искусственный немецкий язык русскоговорящих авторов…

• Работа по своим разработкам, по собственным пособиям
В чем подвох? В принципе комментариев выше уже достаточно, чтобы понять, что к чему. Часто собственные разработки на практике представляют собой выдержки, фрагменты из разнообразного аутентичного материала от УМК до грамматик, иногда переработанные. Аутентичному немецкому языку можно и нужно учиться по пособиям проверенных немецких издательств.

См. также:

Основы методики: специализация на немецком языке, индивидуальный подход и коммуникативный метод.
Часть 1. Специализация на немецком языке
Часть 2. Специализация на немецком языке. Чего опасаться и на что обратить внимание? Методика.
Часть 4. Специализация на немецком языке: Fazit