Преподавание иностранных языков

Методика, дидактика

  • Работа в жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку, лицей № 1501, г. Москва
    20.02.2019
  • Работа в жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку, лицей № 1501, г. Москва
    20.02.2018
  • Подготовка Московской сборной команды к заключительному этапу Всероссийской Олимпиады по немецкому языку. Блок 2.
    06.04.2017
15.03.2016
Немецкий за полгода?

Ich überspringe oft die Stufen, wenn ich steige, –
das verzeiht mir keine Stufe“
Friedrich Nietzsche* 
«Я часто перепрыгиваю ступени, когда поднимаюсь,-
этого не прощает мне ни одна ступень.»
Фридрих Ницше

Пройти курс немецкого языка «в два раза быстрее», «выучить немецкий за полгода»,«за год выучить
до С1 и выше» - заманчивые обещания.  Кто же не хочет выучить немецкий язык быстро с минимальными затратами, временными и финансовыми? Идея кажется такой привлекательной, что  редко кто задает себе вопрос:  за счет чего достигается быстрота и что скрывается за обещанием быстрых результатов?
Для прохождения уровня требуется определенное количество часов. Существующие рекомендации (например, рекомендации Института им. Гете) проверены на практике и предполагают развитие необходимых навыков (аудирование, чтение, говорение и письмо) и освоение определенного объема учебного материала (лексики, грамматики). То, что необходимо уметь на каждом уровне, прописано в европейских стандартах, лексика и грамматика отбираются исходя их этих требований.
Если при проведении интенсивного курса планируется пройти уровень быстрее, то это возможно либо при увеличении количества часов в неделю, либо при сокращении учебной программы. В последнем случае важно, что конкретно будет сокращено, и сможете ли Вы после такого интенсивного курса действительно «владеть» немецким языком на заявленном уровне.
Конечно, интенсивное обучение может быть успешным. На эффективность интенсивного курса влияет целый ряд факторов: правильно составленная учебная программа, учитывающая цель обучения и требования уровня, методика обучения, правильно подобранный учебный материал. Подробнее об этом можно прочитать здесь.
Однако иногда интенсивное обучение приводит к разочарованию и полученные результаты не оправдывают ожиданий. Поэтому прежде чем решить для себя, стоит ли предпочесть его «стандартному», попробуйте разобраться в том, почему так может происходить.
Разберем некоторые типичные ситуации.
Что не сделано в классе – на дом!
При неудачном варианте интенсивного курса сокращение академических часов проводится за счет увеличения объемов домашнего задания. По сути это означает, что ответственность за эффективность обучения переложена на самого обучаемого, который должен большую часть работы взять на себя и освоить то, что не сделано в классе самостоятельно дома.
Не спорю, выполнять домашние задания, особенно при интенсивном курсе – исключительно важно. Однако абсолютно неправильно, когда все то, что не пройдено по причине нехватки времени в классе, преподаватель задает на дом. Непомерное количество домашних заданий при уже и так большой нагрузке на занятии отбивает всякое желание учить немецкий и зачастую не приносит нужного результата. К тому же некоторые задания требуют работы в паре (или группе), некоторые требуют непосредственного участия преподавателя, кроме того, человеческий мозг может эффективно обрабатывать и запоминать информацию в определенных объемах.
 
Сократить учебный материал без потерь?
Неудачно отобран учебный материал: его объем либо остается «стандартным», что при сокращении количества часов означает невозможность прохождения всей программы, либо программа сокращается, но неправильно.
Важно понимать, за счет чего идет сокращение программы уровня, что конкретно из этой программы будет вычеркнуто, и как это отразится на Вашем дальнейшем обучении?
Неправильно составленная программа может привести к всевозможным проблемам на более высоких уровнях. Например, недоработки при формировании навыков письма на элементарном уровне часто приводят к проблемам с сочинением на уровне В2-С1 (это особенно актуально для поступающих в австрийские и немецкие ВУЗы и сдающих экзамены уровня В2 и выше). С неправильно сформированными на уровнях А1-А2 привычками при говорении («грязная», «неряшливая» речь) бороться на уровне В2-С1 достаточно сложно.  И если лексико-грамматический материал, чтение и аудирование Вы все же сможете наверстать самостоятельно,  то проблемы с письмом и говорением могут потребовать от Вас в дальнейшем дополнительной работы с преподавателем, то есть тех самых временных и, возможно, финансовых затрат, которых Вы хотели избежать, выбрав интенсивный курс.
 
«Открыли учебники, достали тетради»
Методика занятия не соответствует цели обучения.
Работа на уроке не должна заключаться только в чтении текстов и переводе их на русский язык, в прохождении грамматических правил и выполнении большого количества упражнений, ибо следствием такого занятия будет Ваше неумение говорить.
Современная методика преподавания основана на развитии всех видов речевой деятельности, рецептивных (чтение, аудирование) и продуктивных (письмо и говорение). При интенсивном обучении продуктивные виды речевой деятельности выходят в большей степени на передний план. За очень ограниченное время Вы должны не просто запомнить новые слова или правила, Вы должны научиться их использовать, говорить и писать, а на развитие навыков требуется, как правило, больше времени. Поэтому преподавателю приходится задействовать весь свой арсенал методов и приемов, делать все возможное, чтоб КПД урока для Вас был максимально высок.
 
Кроме методики важно, какой учебник используется для интенсивного обучения.  Успешным обучение может быть только на основе аутентичных современных учебных пособий. Под аутентичными современным пособиями я понимаю УМК (учебно-методический комплекс) немецких издательств, в которых представлен современный живой немецкий язык, ясно прослеживается ориентация на европейские стандарты и содержится практически весь необходимый материал для развития навыков аудирования, говорения, письма и чтения. Но каким бы хорошим не был УМК, при интенсивном обучении преподавателю придется часть упражнений не делать, что-то не проходить вовсе, и  насколько удачным будет этот выбор, зависит от квалификации преподавателя и от методиста, составляющего программу.
Если Вам обещают проводить обучение по «собственным разработкам», отнеситесь к этому критически: кто эти материалы разработал, кто гарантирует их качество с точки зрения немецкого языка и с точки зрения методики, как они соотносятся с требованиями европейских стандартов и соотносятся ли вообще?
 
Итак, с какими проблемами можно столкнуться при интенсивном обучении?
Неправильно!
Как должно быть?
Объем учебного материала слишком большой и не предназначен для интенсивного изучения
При интенсивном обучении лексический и грамматический материал должен быть отобран с учетом цели, количества академических часов и требованиями уровня, необходимые умения и навыки должны вырабатываться с учетом требований международных уровневых экзаменов
 
Учебная программа так сокращена, что необходимые навыки не вырабатываются
Времени для прохождения нового материала не хватает, объем домашних заданий непомерно велик
Каждая минута урока должна использоваться максимально эффективно, а количество домашних заданий должно быть в пределах разумного
 
Устаревшая или неподходящая методика проведения занятия
При интенсивном обучении особенно важно не только «что» проходить, но и «как» проходить: в арсенале профессионального педагога должны быть методы работы, позволяющие быстрее усваивать материал и легче справляться с трудностями
 
Вместо учебника – «собственные разработки», отдельные откопированные или распечатанные из интернет страницы
 
Изучать немецкий язык нужно по современным УМК проверенных немецких издательств, в которых лексический и грамматический материал, упражнения на все виды речевой деятельности выстроены в соответствии с европейскими стандартами
Выбирать ли интенсивное обучение?
Многие заманчивые обещания поддерживают иллюзию, что найдется такой волшебный способ, при котором выучить иностранный язык можно очень быстро и легко. Увы! Мы верим тому, во что хочется верить. На сегодняшний момент такого чуда-способа не существует.
Интенсивное обучение потребует от Вас не меньше усилий, а в ряде случаев и больше, чем стандартное обучение, а экономия времени относительна, оно просто распределяется иначе.

Выбирайте интенсивное обучение, если в этом действительно есть необходимость, если немецкий язык – не первый Ваш иностранный язык, если обработка большого количества новой информации - для Вас привычный способ работы и если Вы хотите просто быстрее «погрузиться» в язык. Качественное интенсивное обучение при соблюдении всех необходимых условий – один из эффективных способов изучать немецкий язык.   
*Friedrich Nietzsche „Also sprach Zarathustra“, dtv, 2009, S.52