Преподавание иностранных языков

Методика, дидактика

  • Работа в жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку, лицей № 1501, г. Москва
    20.02.2019
  • Работа в жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку, лицей № 1501, г. Москва
    20.02.2018
  • Подготовка Московской сборной команды к заключительному этапу Всероссийской Олимпиады по немецкому языку. Блок 2.
    06.04.2017
12.05.2014
Общеобразовательная школа: презентация на немецком языке?

 «Talente können sich nicht entwickeln, wenn sie keine Chance bekommen»

Всевозможные конкурсы, проектные работы, школьные мероприятия – везде требуется выступить с презентацией. Конкурс по чтению «Моя любимая книга на немецком языке» для учеников общеобразовательных школ, муниципальный тур которого прошел 22 апреля в г. Люберцы, не был исключением. Результаты проектной работы были представлены в виде презентаций на немецком языке.

Что выбрали ученики 7-9 классов для чтения? Кроме сказок братьев Гримм – их читают по-прежнему с удовольствием, - современную немецкую литературу для подростков из серии Lektüren für Jugendliche издательства Hueber. Особых трудностей при чтении не возникло: язык книг понятен, так как тексты адаптированы для уровня А2 и снабжены иллюстрациями. 

Значительно сложнее оказалось выступить с презентацией, в особенности для школьников, изучающих немецкий в общеобразовательных школах. Важно ведь не только грамотно составить презентацию: рассказать об авторе, о прочитанной книге и выразить собственное мнение о прочитанном, но и убедительно выступить перед  публикой. Проверке подвергаются не столько лексико-грамматические знания ученика, сколько его  произносительные и презентационные навыки. С нелегкой задачей постарались справиться все участники, и все  без исключения заслужили грамоты и призы.  

Выступить с презентацией на немецком языке совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд. Хотя сегодня такой вид работы часто используется на уроках в школе, точного представления, что должно быть в презентации и как надо выступать, все еще не сформировалось.

Часто презентация совсем не содержит тезисы выступления и служит лишь красочным фоном для выступления докладчика. Не стоит забывать, что в слайдах презентации должна содержаться основная информация в краткой форме. Цель любой презентации – помочь слушателю усвоить материал, который он воспринимает на слух, а значит, структура презентации в целом, последовательность и структура отдельных слайдов должны четко соотноситься с устным выступлением.

Текст выступления – не менее важный фактор, определяющий успешность презентации. Очень часто можно наблюдать такую картину: докладчик монотонно читает сложный для понимания и для произнесения текст по бумажке, публика скучает. При этом докладчик теряет смысл своей собственной речи в дебрях слов, которые сам он не понимает и не может правильно выговорить, конструкций, которые он в своей обычной речи не использует, чрезмерно длинных предложений. Польза, в том числе и для изучения иностранного языка, от такого выступления весьма сомнительна.

Пессимисты скажут, пожалуй, что иначе выступить с презентацией на немецком языке для ученика, изучающего немецкий в общеобразовательной школе или как второй иностранный, в принципе невозможно: на уроках при имеющейся сетке часов не хватает времени на прохождение школьной программы, что уж говорить о развитии презентационных навыков. Это, конечно, так, и все же позволю себе с этим не согласиться.

Есть несколько простых правил, которые помогут ученику даже на начальном этапе обучения успешно выступить на немецком языке.

1. Любое выступление должно иметь четкую структуру, поэтому, прежде чем приступить к работе над текстом, составьте план.

2. При составлении текста выступления следует помнить, что язык устной речи отличается от письменной. В устной речи можно и нужно использовать более короткие предложения и более простые конструкции. Пожалейте слушателей!

3. Преподавателю нельзя забывать, что презентацию делает ученик с очень ограниченным набором лексико-грамматических средств, и что он только учит язык.
Грамматические и синтаксические конструкции должны быть предельно просты, и использовать в речи надо только то, что ученик уже освоил на уроках.
Новые (незнакомые) слова не должны в тексте выступления по своему количеству превышать знакомые, и прежде, чем ученик выступит с презентацией, должны быть им хорошо усвоены.

Слова, фразы и предложения, используемые в презентации, должны носить по возможности универсальный характер, чтобы их можно было использовать и в других ситуациях: например, типичные обороты, с помощью которых мы выражаем собственное мнение („Meiner Meinung nach“, „ich meine“, „Ich bin der Meinung“) .
Если следовать п.2 и п.3, то получится текст, состоящий из коротких и достаточно простых предложений, содержащий по большей части знакомую лексику (поскольку новые слова уже выучены). На первый взгляд, текст может показаться даже несколько примитивным. Подождите делать выводы.

4. Надо обязательно научиться правильно произносить свой текст выступления, сначала читая, затем отрываясь от бумажки. Понятно ли при чтении, где самая важная информация – в отдельном предложении, в абзаце? Расставлены ли смысловые акценты? Есть ли паузы, и где их лучше сделать? Чтобы проверить, как звучит тест, запишите его на диктофон и послушайте еще раз. Добейтесь «идеального» варианта звучания текста, даже если для этого потребуется сделать большое количество дублей.

Так работать можно только над текстом, который по уровню сложности соответствует уровню ученика. Тогда подготовка презентации будет доставлять удовольствие, а выученный текст пойдет на пользу. И, конечно, умение убедительно выступать перед публикой – это очень полезное умение во все времена.

Еще один аргумент, который мне приходится часто выслушивать: многие ученики, изучающие немецкий язык в общеобразовательных школах, абсолютно неспособны к иностранным языкам. Поэтому не получается ни выступить с презентацией, ни принять участие в проектной работе. Так тоже, конечно, бывает.

Тем не менее, как член жюри многих конкурсов по немецкому языку, я вижу самых разных учеников, с удовольствием принимающих участие во внеурочных мероприятиях, и педагогов-энтузиастов, которые находят время и успешно готовят своих способных и не слишком способных учеников к конкурсам и школьного, и муниципального уровня. Участие так же важно, как и победа. Как известно: «Talente können sich nicht entwickeln, wenn sie keine Chance bekommen». Давайте дадим им шанс!