Преподавание иностранных языков

Методика, дидактика

  • Работа в жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку, лицей № 1501, г. Москва
    20.02.2019
  • Работа в жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку, лицей № 1501, г. Москва
    20.02.2018
  • Подготовка Московской сборной команды к заключительному этапу Всероссийской Олимпиады по немецкому языку. Блок 2.
    06.04.2017
16.02.2015
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА «50+»: ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Основополагающая идея концепта "Обучение всю жизнь" (lifelong learning, Lebenslanges Lernen) - обеспечить каждому человеку возможность обучения на протяжении всей жизни, независимо от возраста, пола и социальной принадлежности.
Необходимость развития этого концепта, основные положения которого были закреплены в 2000 году в «Меморандуме об обучении всю жизнь», продиктована демографической ситуацией: сегодня человек должен сохранять работоспособность как можно дольше, осваивать новое до глубокой старости, переучиваться или повышать свою квалификацию.

В нашей стране все еще бытует мнение, что люди возраста «50+» учатся значительно медленнее, что учеба, в том числе изучение иностранного языка, дается им с большим трудом. Хотя необходимость выучить немецкий язык возникает в самом разном возрасте, и значительная часть обучаемых сегодня это люди среднего и старшего возраста, модель обучения ориентирована в первую очередь на молодых людей в возрасте 18-30 лет. Сегодня доказано, что человек среднего и старшего возраста может учиться не хуже молодых людей. Некоторые особенности, влияющие на обучение, преподавателю следует обязательно учитывать, если среди его обучаемых есть люди в возрасте «50+»: Das bedingt auch eine ganz besondere Haltung und damit eine besondere Ausbildung der Sprachkursleiter1.

Что происходит с возрастом, и как это влияет на обучение

1. Количество нейронов уменьшается
С точки зрения нейробиологии 2  основополагающими для обучения являются два фактора: кора головного мозга и нейроны. Сам процесс обучения и запоминания представляет собой процесс образования новых систем (сетей) нейронов в коре головного мозга.
При поступлении сигнала-раздражителя между отдельными нейронами образуется связь. При повторном поступлении сигнала активируются те же нейроны, и связи между ними усиливаются, особенно, если поступившая информация соотносится с имеющимися знаниями, и если она связана с положительными эмоциями. При частом повторении связи становятся стабильны и неизменны, информация поступает в кору головного мозга и хранится в долгосрочной памяти, при отсутствии повторений связи ослабевают и разрушаются3.

С возрастом количество нейронов уменьшается: с детского до старческого возраста в различных участках коры происходит снижение плотности нейронов на 10-60%4. Количество нейронов начинает сокращаться примерно после 55-60 лет во всех областях мозга. Известно, однако, что новые нейроны могут образовываться до глубокой старости (нейрогенез), этому способствует изучение иностранных языков, при котором активно задействуются все отделы коры головного мозга.

2. Уменьшается количество некоторых нейротрансмиттеров

Нейротрансмиттеры или нейромедиаторы это биологически активные химические вещества, с помощью которых осуществляется связь между нейронами. Для обучения особенно важны:
Ацетилхолин – концентрация внимания;
Норадреналин – обработка информации, страх, эмоции;
Дофамин – система «поощрения» мозга, вызывает чувство удовлетворения и удовольствия;
Гамма-аминомасляная кислота – участвует в процессах торможения, «успокаивает»;
Серотонин – регулирует многие процессы, в том числе болевую чувствительность организма;
Глутамат – возбуждающий нейротрансмиттер.
С уменьшением количества нейронов и связей между ними уменьшается и количество некоторых нейротрансмиттеров, например, дофамина, а количество гормона стресса, кортизола, наоборот, возрастает. Готовность «рисковать», которая необходима при изучении иностранного языка, уменьшается, растет потребность в определенности и устойчивости.

3. Уменьшается объем оперативной памяти и скорость обработки информации, на процесс запоминания уходит больше времени.

С возрастом так называемый подвижный интеллект5 ослабевает, на восприятие и обработку информации требуется больше времени. Кристаллизовавшийся интеллект продолжает (при постоянных тренировках) «расти» и компенсирует некоторые проблемы, связанные с ухудшением подвижного интеллекта.

Объем оперативной памяти, быстрота восприятия, комбинирования и связывания новой информации с уже имеющейся уменьшаются, однако увеличивается способность распознавания взаимосвязей, способность логически мыслить и быстро подбирать правильное решение, улучшаются и вербальные способности.

С уменьшением скорости обработки информации увеличивается время, необходимое на запоминание, становится сложнее сконцентрироваться и выполнять несколько задач одновременно.

4. Ухудшаются зрение и слух
В работе проф. Марион Грейн приведена таблица, которая наглядно показывает, какие процессы происходят со зрением и со слухом от 30 лет и далее:

Возраст
30
40
50
60
70
80
Зрение
Увеличивается потребность в лучшем освещении
35 
Ухудшается объем аккомодации
 
40
Повышается чувствительность к свету
 
40
Ухудшается приспособляемость к яркому свету
 
40
Ухудшается глубинное зрение
 
40
Падает острота зрения
 
 
50
Ухудшается темновая адаптация
 
 
55
Суживается поле зрения
 
 
55
Увеличивается время для четкого восприятия объекта
 
 
55
Ухудшение восприятия красок
 
 
 
 
70
Слух
Ухудшение слуха у мужчин
32
Ухудшение слуха у женщин
37
Чувствительность к фоновым шумам
 
45
Нарушения (дифференцированные) слухового восприятия и обработки информации
 
 
 
 
70
Пресбиакузис (старческая тугоухость)
 
 
 
 
70
Проблемы с пониманием речи
 
 
 
 
 
90

Если ухудшение зрения компенсируется дополнительным освещением, подходящими очками, то ухудшение слуха может сказываться на аудировании и на фонетике. С возрастом сложнее работать с аудиотекстом, в котором содержатся фоновые шумы, сложнее выполнять задания на селективное аудирование.

Фонетика может быть стрессовым фактором, и не только для учеников возраста «50+». Не стоит забывать, что некоторые обучаемые должны преодолеть психологический барьер при занятии фонетикой нового для себя языка. Работа над артикуляцией, в которую включен рот, язык и губы, может восприниматься как вторжение в личную сферу, а «гримасы», отличные от привычной мимики, грозить взрослому человеку «потерей лица». «Viele Lerner empfinden es als peinlich und geraten in Verlegenheit, wenn sie gebeten werden, die Artikulation von neuen in der Muttersprache unbekannten Lauten zu versuchen.»6.Юные ученики с удовольствием «экспериментируют» над собой. Но, как было сказано выше, с возрастом уменьшается количество дофамина, соответственно уменьшается готовность «рисковать», экспериментировать, и увеличивается страх сделать что-то не так. Кроме этого, ослабление фонематического слуха может препятствовать правильному произношению. Известно, что слышать все звуки речи ребенок перестает к 1 году, формируя «решетки фонем», а к 4-м годам формируется фонематическое восприятие и правильное звукопроизношение7. С возрастом процесс замещения звуков нового языка на привычные звуки родного языка только усиливается. Просто через слух «исправить» произношение сложно, так как обучаемый не слышит правильно звук, и, соответственно, не может его повторить8.

5. Сложнее заниматься по коммуникативному методу

Причин несколько. Во-первых, это желание учиться по тем методам, по которым обучаемый учился ранее, даже в том случае, если они не привели к успеху. Это желание объясняется потребностью в определенности, устойчивости и «безопасности». Основные пожелания обучаемых возраста «50+» это перевод с немецкого на русский и наоборот, подробное объяснение правил, выполнение большого количества подстановочных упражнений, создающих иллюзию того, что материал «выучен».
Во-вторых, на уроке активно задействуется оперативная память: услышал/увидел – понял – использовал в речи. Так как именно оперативная память ухудшается, и требуется больше времени на освоение новой структуры, преподавателю начинает казаться, что ученик не справляется с материалом, когда на самом деле ему требуется просто больше времени.
В-третьих, на уроке широко используется аудитивный канал восприятия: преподаватель говорит на немецком языке, выполняется большое количество заданий на аудирование. С ухудшением слуха многие чувствуют себя в подобной ситуации неуверенно.

6. Сложнее интегрироваться в группу

В обществе сформировалось неправильное представление о человеке в возрасте «50+» как о медленном и неуспевающем обучаемом, для которого изучение иностранного языка – задача непосильная. Сам обучаемый, к сожалению, думает часто так же; другие слушатели в группе видят его сначала именно таким и опасаются, что он будет тянуть всю группу назад. Бывают и преподаватели, готовые навесить ярлык «медленный и неуспевающий», сравнивая работу на уроке слушателя возраста «50+» с более юными слушателями. Причина проста – отсутствие элементарных знаний о развитии интеллекта человека и о процессе обучения.

Как сделать обучение более эффективным?

1. Активируйте лимбическую систему

Проф. Марион Крейн, признанный эксперт в данной области, рекомендует помнить о важности лимбической системы в обучении. Лимбическая система (Limbus) - комплекс структур среднего, промежуточного и конечного мозга, участвующих в организации висцеральных9, мотивационных и эмоциональных реакций организма. Лимбическая система получает информацию о внешней и внутренней среде организма и запускает вегетативные и соматические реакции, которые обеспечивают приспособление организма к внешней среде. Поступающий сигнал-раздражитель лимбическая система оценивает по критериям: знакомо – не знакомо, важно – не важно, приятно – не приятно. От лимбической системы зависит формирование мотиваций и эмоций, кратковременной и долговременной памяти. Важно, что та информация, которая оценивается лимбической системой как «неважная», отсеивается и не обрабатывается головным мозгом, и, следовательно, не запоминается. Вот почему вся новая информация должна связываться с уже имеющейся и быть для обучаемого «важной», а на уроке должна задействоваться не только когнитивная, но и эмоциональная сторона личности обучаемого.

2. Снимайте стресс

С уменьшением количества нейронов и связей между ними, уменьшается и количество некоторых нейротрансмиттеров: ацетилхолина, серотонина, дофамина и норадреналина, количество гормона стресса, кортизола, наоборот, возрастает.

Потеря уверенности (например, от неожиданно заданного на занятии вопроса), страх сделать ошибку, нехватка времени для выполнения задания и перегрузка оперативной памяти приводят к большему образованию гормонов адреналина и кортизола, и, как следствие, к стрессу. Стрессовым фактором могут становиться для некоторых слушателей занятия фонетикой и аудированием. Стресс препятствует получению информации из коры головного мозга, блокирует работу других отделов мозга, препятствует процессу запоминания.

Что можно сделать? Запланировать больше времени на выполнение заданий, тренировать аудирование время от времени с опорой на текст, задания по фонетике частично перенести на дом и отказаться от перфекционизма: как правило, русскоязычный обучаемый в состоянии справиться с фонетикой немецкого языка в соответствии с европейскими стандартами. Необходим гибкий и в определенной степени осторожный подход к исправлению ошибок.

3. Повторяйте небольшими порциями и как можно чаще

По мнению нейробиологов, для запоминания новой информации необходимо повторить ее 80 раз, при этом должны быть задействованы разные виды речевой деятельности. Современные УМК учитывают это требование и предоставляют достаточное количество материала для повторения и закрепления нового материала.
Ученикам в возрасте «50+» сложно сразу же начать использовать новый материал, будь то лексика или грамматика, поэтому важно дать им возможность сначала поучить и повторить материал дома самостоятельно. Так как возрастной группе «50+» труднее справляться с многозадачностью и переключаться, имеет смысл сосредоточиться сначала строго на определенных элементах, а весь материал в комплексе отрабатывать позже.

4. Проявляйте гибкость

Принципы построения любого урока – не догма, а рамочные условия, и зависят от возможностей и потребностей учеников. Например, некоторым ученикам, и особенно ученикам в возрасте «50+», сложно следить за уроком, который ведется исключительно на немецком языке. Они теряются и оказываются в стрессовой ситуации, которая мешает им участвовать в учебном процессе. В таком случае на первоначальном этапе требуются объяснения на русском языке, возможно, и перевод. Кстати, современная методика преподавания иностранного языка допускает использование родного языка.

5. Следуйте принципу Binnendifferenzierung

Как правило, состав группы взрослых обучаемых неоднороден: разный возраст, разное образование, разные интересы, разный темп обучения. Преподаватель должен быть готов предложить дополнительные задания для «быстрых» учеников и модифицировать задания учебника в зависимости от конкретного состава группы, избегая дискриминации по возрастному признаку.

Отношение слушателей разного возраста друг к другу меняется с течением времени: с определенного предубеждения на безусловное уважение. Видя, как слушатель возраста «50+» пишет тесты на «отлично», выполняет все домашние задания, сдает международные экзамены, становится понятно, что возраст - не определяющий фактор, и обучение целевой группы «50+» может быть исключительно успешным.

___________________________________

1 Prof. Albert Raasch, Interview – Sprachen lernen im Alter: Anknüpfen an das Lebenswissen, Dtsch Arztebl 2004; 101(17): A-1189 / B-981 http://www.aerzteblatt.de/archiv/41610/Interview-Sprachen-lernen-im-Alter-Anknuepfen-an-das-Lebenswissen
2 Признанным специалистом в этой области педагогики является профессор Marion Grein, Johannes Gutenberg-Universität Mainz (Германия), на работах которой и основана эта статья.
3 Marion Grein, Johannes Gutenberg-Universität Mainz. Fremdsprachenlernen im Alter. MEHRSPRACHIG
statt EINSILBIG. Sprachen lernen bis ins hohe Alter, VÖV-Edition Sprachen 6, Hg. Elisabeth Feigl-Bogenreiter, ISBN 978-3-902022-34-9 S. 6-13
4 Белозерова Л.М. Работоспособность и возраст. 3.4. Механизмы изменений умственной работоспособности при старении. lbelozerova.narod.ru/50.doc дата обращения к сайту 8.01.2015
5 Согласно теории Рэймонда Кэттелла различают два вида интеллекта: подвижный интеллект (англ. fluid intelligence, нем. fluide Intelligenz) и кристаллизовавшийся интеллект (англ. crystallized, нем. kristalline Intelligenz).

Подвижный интеллект включает в себя способность анализировать и решать задачи независимо от предыдущего опыта. Подвижный интеллект использует рабочую память и несет ответственность за скорость и точность текущего оперирования информацией.

Кристаллизовавшийся интеллект определяется объемом и глубиной накопленного опыта, словарным запасом и вербальными способностями, включает в себя способность использовать усвоенные знания и навыки, извлекая их из долговременной памяти.

6 Viktor Nagy. Phonetik im Fremdsprachenunterricht. Integrationsmöglichkeiten phonetischer Lerninhalte im
DaF-Unterricht am Beispiel vom Lehrwerk START! Werkstatt, 3 (2004), © Kossuth Egyetemi Kiadó (Debrecen), стр. 12
7 Чиркина Г. В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. М., АРКТИ, стр. 51
См. также Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М. Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. М., Издательский центр «Академия», 2002
8 Marion Grein Fremdsprachenlernen im Alter. MEHRSPRACHIG statt EINSILBIG. Sprachen lernen bis ins hohe Alter, VÖV-Edition Sprachen 6, Hg. Elisabeth Feigl-Bogenreiter, ISBN 978-3-902022-34-9 S. 22

9 Висцеральный (visceralis; лат. viscus, visceris, обычно во множественном числе viscera – внутренности) - относящийся к внутренним органам http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/6424 дата обращения к сайту 21.01.15