Преподавание иностранных языков

Методика, дидактика

  • Работа в жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку, лицей № 1501, г. Москва
    20.02.2018
  • Подготовка Московской сборной команды к заключительному этапу Всероссийской Олимпиады по немецкому языку. Блок 2.
    06.04.2017
  • Подготовка Московской сборной команды к заключительному этапу Всероссийской Олимпиады по немецкому языку. Блок 1.
    04.04.2017
23.03.2014
Neue Materialien für interaktive Whiteboards vom Hueber Verlag

В статье „Blättern oder klicken? Blättern und klicken!“ шла речь о том, какие типы мультимедийных программ существуют, чем они отличаются друг от друга и для каких целей используются. В последнее время мне часто задают вопросы, что конкретно уже издано, какую программу выбрать и что следует обязательно учесть при выборе. Поэтому здесь остановлюсь дополнительно еще на некоторых важных моментах.

Все представленные в моем обзоре (см. ниже) мультимедийные программы являются составной частью какого-либо УМК и задумывались изначально как дополнительный материал. Этот важный фактор не стоит недооценивать, поскольку он влияет на лексическую и грамматическую прогрессию, на выбор упражнений, на объем материала, а, значит, и на возможности использования этой программы на уроке. 

Interaktives Kursbuch für Whiteboard und Beamer        

Современный УМК по немецкому языку кроме учебника и аудио текстов обязательно содержит рабочую тетрадь с упражнениями на закрепление пройденного материала. Упражнения выполняются не только дома, но и в классе, включают в себя дополнительные тексты для чтения и аудирования, тесты, списки слов и т.п. По своему объему рабочая тетрадь, как правило, не уступает учебнику, а в ряде случаев и превышает его.

Поэтому Interaktives Kursbuch, который представляет собой дигитализированную версию учебника и не включает рабочую тетрадь, не может полностью заменить УМК. Это, по сути дела, только 50% материала, который и не претендует на комплексность. Интерактивные упражнения в Interaktives Kursbuch появляются там, где авторы УМК считают целесообразным использовать интерактивную доску на уроке и находят подходящее для этого упражнение в учебнике.

Поэтому, если вы используете Interaktives Kursbuch на уроке для работы на мультимедийной доске как компонент УМК (Planetino, Planet, Deutsch.com, Schritte international, Menschen и т.п.) – это исключительно удобно, облегчает жизнь учителя и действительно позволяет эффективно использовать преимущества новой техники на уроках.

Если вы собираетесь фрагментарно использовать Interaktives Kursbuch в сочетании с другим основным УМК (а это, к сожалению, самый частый случай!), найдите ответы на следующие вопросы:

С какой целью вы будете его использовать? Если для повторения, то насколько лексика и грамматика данной темы соотносятся с тем, что уже пройдено по основному УМК? Как вы будете поступать в случае, если встретятся незнакомые слова или новые грамматические конструкции?

Если для ввода нового материала, то как вы будете его отрабатывать? Есть ли в вашем основном УМК подходящие упражнения на данную лексику и грамматику? А если нет, то как быть?

Открытые уроки, на которых мне довелось побывать, продемонстрировали, что и такое эпизодическое использование Interaktives Kursbuch служит привлекательным дополнением к уроку и может быть весьма эффективным, однако требует от учителя дополнительной творческой работы по интеграции материала в занятие. Кстати, получить представление о том, какие темы, какая лексика и грамматика используются в данном учебнике, и насколько он сочетается с вашим основным УМК можно, изучив подходящий по уровню и целевой группе (см. обзор ниже) УМК в «классической», «бумажной» форме.

Interaktives Lehrerhandbuch и Digitales Unterrichtspaket      

Все сказанное выше об Interaktives Kursbuch относится в определенной степени и к материалам для учителя. Преимущества их очевидны при подготовке к уроку по соответствующему УМК – это быстрее и удобнее. В качестве дополнительного материала к другому УМК можно использовать множество функций: составить дополнительные упражнения на основе уже имеющихся текстов соответствующего учебника, кроссворды, Lückentexte и т.п. Но в таком случае придется дополнять лексико-грамматический материал и соотносить его со школьной программой.

Übungsblätter per Mausklick

Еще раз хочу обратить внимание на то, что базовая программа «Übungsgenerator» не содержит тексты. Те тексты, которые вы найдете на диске - просто образцы для тренировки. Тексты, которые вы хотите обработать при помощи программы, можно ввести самим, найти в интернете, сохранить и затем открыть в программе.

Программы, которые кроме названия „Übungsblätter per Mausklick“ содержат название УМК, например, „Planet“, предлагают тексты из учебников. Если это Planet, то на диске вы найдете тексты из Planet 1-3, с помощью которых можно составить дополнительные упражнения. Так же как и в базовом варианте, можно использовать любые тексы – ввести самим или найти в интернет.

DVD (Videofilme)

При использовании видео на уроках следует руководствоваться теми же вопросами – насколько лексико-грамматический материал уже знаком вашим ученикам, насколько видеофильмы подходят по возрасту, с какой целью вы собираетесь показывать видеофильм. Практически все учебные видеофильмы издательства Hueber являются дополнительным компонентом определенного УМК, соответствуют определенному уровню европейских стандартов и учитывают психологические особенности учащихся той возрастной категории, для которой создавался этот УМК.

Где найти задания и комментарии для учителя? В новых УМК, например, Beste Freunde, Menschen, Sicher! видеофильмы входят в Medienpaket наряду с аудиодисками, а задания к видеофильмам располагаются на соответствующих страницах учебника, рекомендации для учителя – в книге для учителя соответствующего уровня. Задания и комментарии для учителя к фильмам Deutsch.com, Ideen, Schritte international, Ziel можно найти на самом DVD, задания к Planet – в бесплатном доступе в интернет на сайтах издательства (в том числе и на hueber.ru). Получить первое представление о фильмах можно на сайте издательства www.hueber.de. Для этого войдите в раздел «Lehrwerkservice», выберите нужный УМК и DVD. Кроме описания содержания, можно посмотреть и начало видеофильма.

Zum Schluss еще один часто задаваемый мне вопрос: а можно работать без мультимедийной доски и без мультимедийных программ?
Ответ прост: можно, конечно. Мультимедийная доска никогда не заменит увлеченного творческого учителя, и результаты работы зависят не от количества новой техники, используемой на уроке. Но если у вас в классе стоит мультимедийная доска, почему бы не использовать качественный аутентичный материал?

В обзоре представлены мультимедийные программы к УМК для взрослых, детей и подростков. При заказе программ (собственно, как и УМК), обязательно называйте ISBN, так как англоязычные менеджеры книготорговых компаний могут вас неправильно понять. Проверить ISBN можно по каталогу издательства.