Преподавание иностранных языков

Методика, дидактика

  • Работа в жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку, лицей № 1501, г. Москва
    20.02.2019
  • Работа в жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку, лицей № 1501, г. Москва
    20.02.2018
  • Подготовка Московской сборной команды к заключительному этапу Всероссийской Олимпиады по немецкому языку. Блок 2.
    06.04.2017
12.05.2014
Презентация: как подготовиться к выступлению? (для школьников)

1. Подготовка выступления с презентацией всегда занимает достаточно много времени, сделать все в один день никак не получится. Чем больше будет времени на подготовку, тем лучше. Для чего оно тебе понадобится? 

2. Любое выступление должно иметь четкую структуру, поэтому, прежде чем приступить к работе над текстом, составь план. Если тема презентации предполагает аргументацию, продумай и запиши аргументы за и против, сформулируй свое личное мнение по теме и объясни,почему ты так считаешь (на русском языке). 

3. Если ты готовишься самостоятельно, используй в качестве основы для твоего выступления устойчивые выражения, фразы, готовые предложения из учебника, которые ты сможешь видоизменить, просто дополнив своими словами. Например, добавив к заготовке „Ich werde euch/Ihnen nun etwas über… erzählen“* несколько слов, получим „Ich werde Ihnen nun etwas über mein Lieblingsbuch erzählen“.

4. Помни, что язык устной речи отличается от письменной. В устной речи можно и нужно использовать более короткие предложения и более простые конструкции. Если ты используешь готовый текст (например, для пересказа прочитанного), «упрости» его обязательно. Осторожно! Многие предложения от чрезмерного «упрощения» могут потерять свой смысл, поэтому перепроверь, что получилось.

5. Что уж точно не стоит делать, так это найти готовый текст и просто выучить его наизусть. Почему? Ни один «чужой» готовый текст не будет подходить тебе полностью ни по содержанию (никто не может выразить твои мысли лучше, чем ты сам), ни по форме (сложная лексика, непонятная грамматика). Поэтому над текстом, если найдется подходящий, надо все равно поработать и подогнать его под себя. Лучше все же составить свой текст самостоятельно (см. п. 2 и п.3).

6. То, что ты читаешь или произносишь, должно быть тебе предельно понятно. Если в тексте, который ты берешь за основу своего выступления, большая часть слов тебе неизвестна, попробуй найти более простой текст. В любом случае – надо выписать все новые слова и потренироваться их произносить. Если помочь некому, поможет словарь, например http://www.lingvo-online.ru/ru. Конечно, новые слова надо еще хорошо выучить. Оратор, который коверкает незнакомые ему слова и не понимает, что он рассказывает, представляет собой весьма жалкое зрелище. То, что со стороны это никто не заметит – иллюзия. Кстати, новые слова, которые встречаются в моем тексте, ты тоже можешь посмотреть в словаре (Яндекс, словари русского языка, например).

Если следовать п.2- п.4, то получится текст выступления, состоящий из коротких и достаточно простых предложений и понятных слов (поскольку новые слова и выражения тобой уже выучены).

7. Имея план и готовый текст, можно приступить к созданию презентации. Презентация иллюстрирует выступление и содержит краткие тезисы, фотографии, картинки, помогающие слушателю лучше понять устное выступление докладчика. Структуру презентации (последовательность слайдов) можно выстраивать по плану, выбирая из текста самую важную информацию. Создание презентации в Power Point – отдельная тема, на которой я здесь не буду останавливаться. Главное помнить, что презентация тесно связана с текстом, а не существует сама по себе. Выступая перед публикой, надо обязательно следить за тем, чтобы слайды и текст соответствовали друг другу, желательно иметь на экране и номера слайдов.

 8. Перед выступлением с презентацией надо обязательно научиться правильно произносить свой текст, сначала читая, потом отрываясь от бумажки.
Для этого напечатай свой готовый текст крупным шрифтом (или напиши четкими крупными буквами!). Раздели текст на части и абзацы (в соответствии с планом), проставь номера слайдов презентации, выдели самые важные (ключевые) слова.

Потренируйся читать текст вслух. Чтобы проверить, насколько ты хорошо читаешь, запиши на диктофон и послушай себя. Не слишком ли быстро и невнятно ты произносишь свой текст? Есть ли паузы? Понятно ли слушателю, где самая важная информация – в отдельном предложении, в абзаце?

 9. Если читать «с выражением», без запинок, но не слишком быстро и с паузами получается хорошо, можно попробовать оторваться от бумажки. Как это сделать? Просто выучив текст наизусть. НО! Не просто механически зубря, а опираясь на смысл – это значительно сложнее. Каждый раз повторяя предложение, нужно осознавать его смысл: «Что я сейчас говорю?» и «Что я скажу в следующем предложении?».

Постарайся сначала добиться уверенного произнесения текста с некоторым отрывом от листка, например, договори до конца начатое предложение самостоятельно (не смотря в текст).

В качестве тренировки повышенной сложности можно попробовать рассказать выученный текст опираясь только на слайды презентации. Попробуй нарушить «линейность» твоего текста, начни с последнего абзаца или с середины. Окончательная проверка – запись на диктофон. Добейся «идеального» варианта. Если сбился, остановись, начни только это предложение с начала. Не начинай проговаривать сначала ВЕСЬ текст.

10. На самом выступлении обязательно имей свой текст перед глазами – тот самый вариант, четко напечатанный крупным шрифтом, разделенный на абзацы, с выделенными ключевыми словами и номерами слайдов. Если от волнения ты не решишься «рассказать» свой текст – ничего страшного. После всей этой проделанной работы ты сможешь хорошо прочитать его, слегка отрываясь от листа.

Это вкратце и, конечно, не претендует на полноту. Думаю однако, что если попробовать подготовиться таким образом, то и выступление пройдет очень хорошо.

                    

*Em Brückekurs Kursbuch S.41, Hueber Verlag